СКАНИЯ-ВАБИС

  • SCANIA-VABIS
  • Мальмё/Сёдертелье
  • Швеция
  • 1911-1968
Скания-Вабис 3244, 1929 г.
Скания-Вабис 3352, 1934 г.
Скания-Вабис 345FC, 1936 г.
Скания-Вабис L60, 1953 г.
Скания-Вабис LT75, 1958 г.
Скания-Вабис LBS76, Супер, 19638 г.
 

Фирма "Скания-Вабис" официально образовалась 18 марта 1911 г. в результате слияния компаний "Скания" (Scania) из Мальме и "Вагнфабрикен" (Vagnfabriken) из Сёдертелье, известной под аббревиатурой ВАБИС (VABIS). Производство грузовиков перевели в Мальме, а на бывшем заводе "Вагнфабрикен" организовали сборку легковых автомобилей и двигателей. Использование базовых шасси ВАБИС и агрегатов "Скания" позволило быстро расширить программу грузовиков. Самой легкой стала модель "ALa" грузоподъемностью 500 кг, выпущенная небольшой партией. Поначалу она оснащалась 4-цилиндровыми двигателями "Скания" мощностью 12-18 л.с., а затем мотором ВАБИС в 16-20 л.с. С 1911 г. началось производство моделей "CLb" и "CLc" грузоподъемностью 1,5 и 2,0 т, сохранившихся в программе вплоть до 1925 г. Грузовики серии "CL" оборудовали двигателями "Скания" (3,6 л, 24-30 л.с.), которые с 1914 г. стали менять на 4-цилиндровые моторы ВАБИС (2,3-3,6 л, 20-36 л.с.).

Всего таких машин было изготовлено 360 экземпляров. В период с 1911 по 1926 гг. фирма выпустила также 308 автомобилей серии "DLa" грузоподъемностью 3 т с колесной базой 3860 мм. Первое время на них устанавливали двигатель "Скания L" (3,6 л, 30 л.с.), а затем его заменили "вабисами" разных моделей (4,4-5,0 л, 30-45 л.с). Одновременно фирма предлагала тяжелые машины "Е1_а" и "FLa" грузоподъемностью 4-6 т с новыми моторами "I" и "К" (4,2 и 6,9 л, 24 и 60 л.с.), а также прежними двигателями мощностью 30-45 л.с. В 1916 г. на грузовиках "FLa" появился самый мощный в то время мотор "1741" (9,2 л, 70 л.с.). Он использовался также и на 6-тонном автомобиле "GLa". Вплоть до середины 20-х гг. все грузовики "Скания-Вабис" имели конусное сцепление, механическую 4-ступенчатую коробку передач, цепной привод, литые шины и развивали скорость не более 20 км/ч. Продавали их в основном на внутреннем рынке и в соседних странах. В Россию до октября 1917 г. было отправлено 22 грузовика, а в Санкт-Петербурге фирма открыла свою ремонтную мастерскую.

В послевоенное время над компанией "Скания-Вабис" нависла угроза банкротства. Это заставило в 1925 г. закрыть завод в Мальме. На предприятии в Сёдертелье, завершив производство легковых машин, было развернуто изготовление грузовиков. Первыми стали автомобили серий "314" и "324" грузоподъемностью 1,5-2,0 т с 4-цилиндровым двигателем (3560 см3, 36 л.с.), карданным приводом и пневматическими шинами. На модели "3243" применялся 6-цилиндровый мотор (5780 см3, 75 л.с.). Вскоре к ним добавились более тяжелые бортовые модели "3251" и самосвалы "3256" грузоподъемностью 2,5-3,0" т с 4,3-литровым мото-эм в 50 л.с. Они возглавили принципиально новое поколение так называемых "быстрых грузовиков", способных развивать максимальную скорость 40-50 км/ч. Их особенностями стали верхнее расположение клапанов двигателя, дисковое сцепление в масляной ванне, картер двигателя из легкого сплава. В1928 г. в это семейство вошел 3-тонный грузовик "3244" с новым 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором (6420 см3, 85 л.с.). Важным техническим достижением стало изготовление первых 3-осных машин с колесной формулой 6x2. С1928 г. все серийные грузовики стали оборудовать редкими в то время для таких машин приборами, среди которых были спидометр, одометр, указатель температуры масла, амперметр и даже часы.

В 30-е гг. программа "Скания-Вабис" включала 2- и 3-осные грузовики серий "335", "345", "355", "365" и "400" с полезной нагрузкой до 10 т. Основным силовым агрегатом стал рядный 6-цилиндровый 7-литровый двигатель конструкции шведского инженера Йонаса Хессельмана (Jonas Hesselman). Он представлял собой прообраз многотопливного мотора, способного работать на разных сортах горючего - бензине, спирте, генераторном газе и низкосортных маслах. Для этого требовалось заменить систему питания, поршни и впускные патрубки. На самом популярном 3,5-тонном грузовике "3352" использовался 80-сильный двигатель "1566", работавший на низкосортном жидком топливе. В1936 г. было объявлено об изготовлении первого опытного предкамерного дизельного мотора - 6-цилиндрового "16641" (7740 см3, 120 л.с.), созданного на основе изобретения Хессель-мана. Он использовался на первом грузовике серии "345" с кабиной над двигателем, за свою специфическую "тупоносую" внешность получившим прозвище "Бульдог". В 1933 г. для магистральных перевозок фирма впервые начала выпуск 3-осно-го грузовика "Скания-Вабис 355" (6x2).

В 1939 г. по инициативе семейства Валленбергов (Wallenberg), основных владельцев акций фирмы "Скания-Вабис", к управлению компанией был привлечен молодой инженер Карл-Бертель Натхорст (Carl-Bertel Nathorst). Возглавляя фирму в течение последующих 11 лет, он переориентировал ее на создание автомобилей большой грузоподъемности, заложив основы для ее вхождения в группу ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков. В1940 г. "Скания-Вабис" освоила выпуск машин с газогенераторной установкой, снабженной собственным конденсатором, расположенным перед радиатором. Наиболее известной стала 5-тонная модель "33520" с рядным 8-цилиндровым карбюраторным двигателем (10340 см), мощность которого при переводе на газ уменьшалась со 180 до 120 л.с.

Еще в годы войны фирма разработала программу модульных дизельных моторов семейства "D". В 1944 г. она выпустила серию 2-осных грузовиков "L10" полной массой 7,5 т с первым серийным 4-цилиндровым пред-камерным дизелем "D402" (5650 см3, 90 л.с.). Следом за ними были созданы 2-осные модели "L13", "L20" и "L21", а также 3-осные шасси "LS20" и "LS23" (6x2) полной массой 9-16 т.

В 1949 г. "Скания-Вабис" выпустила сразу две новые серии грузовиков. Для легкой машины "L40" полной массой 9,5 т использовали новый 90-сильный дизель "D422", впервые оснащенный системой непосредственного впрыска топлива. По сравнению с предкамерным впрыском это позволило сэкономить 20-25% горючего. Новая продукция "Скания-Вабис" отличалась высокой прочностью и долговечностью, а пробег без ремонта был доведен до 400 тыс. км. Для следующей 5,5-тонной модели "L60" полной массой 10 т был создан 6-цилиндровый дизель "D622" (8470 см3,135 л.с.). Автомобили комплектовались 4-сгупенчатой коробкой передач, которую в июле 1951 г. сменила 5-ступен-чатая синхронизированная. Вариант "LS60" полной массой 15,5 т имел колесную формулу 6x2. Всего было изготовлено 6276 грузовиков обеих серий.

Быстрый рост грузоперевозок в Швеции заставил обратиться к более тяжелым моделям грузоподъемностью 6,5 т и полноймассой 11 т. В апреле 1953 г. в производство был запущен грузовик нового поколения "L51 Драбант" (Drabant) с дизелем "D442" мощностью 100 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач. Его усиленными вариантами стали модели "L61" и "L64". В 1955 г. к ним присоединилась серия "L71 Регент" (Regent) полной массой 16-17 т для тяжелых условий эксплуатации и перевозки грузов на дальние расстояния. На ней использовался 6-цилиндровый дизель "D642" (9350 см3, 150 л.с). Трехосные варианты имели индекс "LS71". До 1958 г. их сделали 7700 штук. К 1955 г. годовое производство грузовиков достигло 1600 штук, более чем в пять раз превысив уровень 1949 г.

В мае 1958 г. появились капотные грузовики "Скания-Вабис" серии "L75" полной массой 12,6-20,0 т. Они стали одними из самых известных автомобилей фирмы и являлись прародителями большинства современных моделей "Скания". Эти машины предлагались в трех базовых вариантах - 2-осном "L75" и двух 3-осных "LS75" (6x2) и "LT75" (6x4). Специально для них разработали новый 6-цилиндровый дизель с непосредственным впрыском "D10" (10,3 л, 165 л.с.).

В 1961 г. на нем впервые появился турбонагнетатель швейцарской фирмы "Броун-Бовери" (Brown-Boveri), позволивший повысить мощность до 205 л.с. Другим важным техническим новшеством, внедренным в 1964 г., стал единый блок из основной 5-ступенчатой синхронизированной коробки передач и 2-ступенча-той дополнительной. Так появилась принципиально новая 10-ступенчатая коробка. Автомобили получили более округлые крылья с встроенными фарами и обтекаемый капот аллигатор-ноготипа. Впервые в Европе кабина устанавливалась на резиновых опорах. Развитием 75-й серии в январе 1963 г. стала модель "L76" полной массой 13,1~22,5 т с новым рядным 6-цилиндровым дизелем "D11" мощностью 190 л.с. (стурбонад-дувом - 220 л.с.) и 10-сгупенча-той коробкой. Она также выпускалась в 3-осных вариантах "LS76" и "LT76" и усиленном исполнении "Супер" (Super). Наиболее популярными стали бес-капотные исполнения "LB76", "LBS76" и "LBT76". До этого момента фирма "Скания-Вабис" ориентировалась лишь на ка-потные машины, но введение ограничения на длину транспортных средств в Западной Европе заставило ее заняться грузовиками с кабиной над двигателем. Такие машины сразу же получили прозвище "Летняя Скания", поскольку для лучшего охлаждения двигателя в жаркую погоду надо было открывать лючок, расположенный на передней панели. Впервые на них сиденье водителя получило пружинную подвеску, а гидроусилитель рулевого механизма вошел в стандартную комплектацию. В1964 г. мощность варианта с турбонадцувом была доведена до 240 л.с., а тремя годами позже составила 260 л.с. Всего было изготовлено 38,6 тыс. автомобилей серий "75" и "76". В дальнейшем они стали основой более совершенной гаммы "L110", а затем - "L111", выпускавшейся до 1982 г. Разработанный для них 11-литровый дизель с модернизациями оставался в производстве до 1998 г.

Другой 8-литровый дизель "D8" мощностью 180 л.с. берет начало от капотной модели "L56" полной массой 12,6 т, появившейся в ноябре 1962 г. С 1964 г. фирма начала изготовление более легкой капотной модели "L36" полной массой 10,5 т с новым 4-цилиндровым дизелем "D5" (5,2 л, 95-105 л.с.). Она послужила основой для последнего грузовика марки "Скания-Вабис". Им стала модель "L50" полной массой 12 т, запущенная в производство в феврале 1968 г. Параллельно фирма изготовляла армейские машины. Наибольшую известность приобрел 8-тонный пол-ноприводный капотный грузовик "LA82" (6x6) полной массой 16 т, поставленный в шведскую армию в 1960 г. под индексом "Ltgb 957" и известный как "Муравьед".

Получив признание на рынке, руководство "Скания-Вабис" приняло к исполнению программу создания разветвленной сети зарубежных филиалов. Первый и самый крупный из них был основан в 1953 г. в Бразилии и пущен в эксплуатацию через четыре года. Он успешно работает до сих пор. С 1964 г. сборку грузовиков 75-й серии наладили в голландском городе Зволле, а затем в Дании. Высокая активность "Скания-Вабис" привлекла к ней внимание крупной шведской авиационной и автомобильной компании СДАВ (SAAB). В конце 1968 г. владевшие обеими компаниями члены семейства Валленбергов решили объединить их в промышленную группу "СААБ-Скания" (SAAB-Scania Group). Фирма "Скания-Вабис" стала ее грузовым отделением и продолжала изготовление грузовиков, но уже под маркой "Скания".

вверх!