СКАНИЯ

  • SCANIA
  • Мальмё/Сёдертелье
  • Швеция
  • 1902-1911,1968-
Скания Ас, 1902 г.
Скания EL, 1906 г.
Скания L85 Супер, 1968 г.
Скания LS140 Супер, 1972 г.
Скания LT111, 1975 г.
Скания LB111, 1975 г.
Скания Р112М, 6x2, 1980 г.
Скания Т112Н, 1982 г.
Скания Т142Е, 1983 г.
Скания R113M.360, 1989 г.
Скания Р113НК.360, 1992 г.
Скания R113M.400 (слева) и R143M.BOO "Стримлайн", 1992 г.
Скания Т143М.500, 1993 г.
Скания R124LB6X2.400, 1998 г.
Скания T114GB6X4.340, 2000 г.

Свою родословную фирма "Скания", ныне всемирно известный изготовитель высококачественных грузовиков, ведет с 1891 г., когда в городке Сёдертелье образовалась небольшая компания по производству вагонов "Вагнфабрикс-Актиеболагет и Сёдертелье" (Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge) или просто "Вагнфабрикен" (Vagn-fabriken). Другим прародителем стала английская компания "Хамбер" (Humber), выпускавшая велосипеды. В 1896 г. она открыла в Мальме свой шведский филиал, названный "Свенска Актиеболагет Хамбер" (Svenska Aktiebolaget Humber). В 1901 г. его преобразовали в компанию "Маскинфабрикс-Актиеболагет Скания" (Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania), именовавшуюся просто "Скания". Уже через год к велосипедам прибавились легковые автомобили "Скания А", на шасси которых делали почтовые фургоны. Первый 1,5-тонный грузовик модели "Ас" изготовили в 1902 г. в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженеры Антон Свенссон (Anton Svensson) и Рейнгольд Торссин (Reinhold Thorssin), имея прямо противоположные точки зрения о расположении двигателя - спереди или сзади, решили разместить 2-цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 л.с. под сиденьем водителя.

В 1906 г. в программе фирмы появилась новая модель "EL" грузоподъемностью 3,0-3,5 т с 4-цилиндровым двигателем "Венцель" (Wentzel) типа "Е" (4,6 л, 20 л.с.). Автомобиль имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Всего их собрали 8 экземпляров, к которым вскоре добавились еще 12 машин модели "IL" с 4-цилиндровым мотором "Венцель I" (4,2 л, 24 л.с.). В 1907-08 гг. выпустили еще несколько машин серии "BL" грузоподъемностью 1,0-1,5 т с 2-цилиндровым 15-сильным двигателем "Венцель В". Следующие три года на их шасси ставили 4-цилиндровый мотор "Венцель Н" (2,8л, 18л. с.). Таких вариантов, получивших марку "HL", изготовили 21 экземпляр. На 5-тонном автомобиле "DL" использовался наиболее мощный 4-цилиндровый "Венцель D" (5,3л, ЗОл.с). В 1910 г. первый грузовик "Скания" был отправлен на экспорт - в Санкт-Петербург. Это была модель "IL" с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.

С первых лет существования фирма "Скания" завоевала авторитет высокой прочностью и качеством продукции, но в те времена не располагала достаточными финансовыми средствами. Поэтому в октябре 1910 г. ее руководство начало переговоры о слиянии со своим главным конкурентом - компанией "Вагнфабрикен", сокращенно ВАБИС (VABIS). В марте следующего года предприятия объединили свои усилия, в результате чего появилась фирма "Скания-Вабис" (Scania-Vabis). Она создала все технические и производственные предпосылки для лидирующего положения современной компании "Скания". Лишь через 50 с лишним лет на автомобильном рынке вновь появилось прежнее название фирмы - "Скания". Это произошло в результате подписания 19 декабря 1968 г. соглашения об объединении компании "Скания-Вабис" со шведской авиационной и автомобильной корпорацией СААБ (SAAB). В начале 1969 г. в Швеции появилась новая промышленная группа "СААБ-Скания", и все грузовые автомобили, выпускавшиеся ранее как "Скания-Вабис", получили торговую марку "Скания".

Вскоре после этого на фирме "Скания" была разработана программа перспективного развития. Еще в феврале 1968 г. "Скания-Вабис" начала производство семейства грузовиков, получившего затем название "Нулевого поколения" фирмы "Скания". Его основой послужили модели, разработанные в 1962-64 гг. Новая гамма включала серии "L50", "L/LB80", "L/LB85" и "L/LB110" в многочисленных 2- и 3-осных исполнениях полной массой 12,5~22,5 т с капотной компоновкой ("L") и кабиной над двигателем ("LB"). В новой индексации моделей первые одна или две цифры со ответствовали округленному рабочему объему применявшихся дизельных двигателей "D5", "D8" и "D11" (соответственно 5, 8 и 11 л) мощностью 95, 155 и 190 л.с. На усиленных вариантах "Супер" (Super), рассчитанных на более высокие нагрузки, обычно применялись те же моторы с турбонадцувом мощностью соответственно 120, 190 и 260-270 л.с. Уже в начале 1969 г. был освоен выпуск первого дизеля "Скания" V8 - модели "DS14" рабочим объемом 14 л с турбонадцувом. В разных вариантах он развивал от 335 до 385 л.с. и на тот момент был самым мощным в Европе. Фирма "Скания-Вабис" работала над системой турбонаддува еще с 50-х гг., но внедрила ее значительно позже. Только в начале 1969 г. появился первый двигатель с турбонадцувом, предназначенный для новой бескапотной гаммы "140" полной массой до 24,5 т, а его производство началось в 1972 г.

Эта серия состояла из 2-осных бортовых моделей "LB140" (4x2) и 3-осных "LBS140" (6x2) и "LBT140" (6x4) полной массой 17,0-26,5 т. На этой серии кабина над двигателем, получившая хорошо знакомые до сих пор очертания, впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Первой в истории фирмы она прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий. Все автомобили по-пучили механическую 10-сту-г.енчатую синхронизированную коробку передач, а серия "LB80" по заказу оснащалась автоматической коробкой. Гамма 1972 г. включала также новые модели "L140" (4x2) и "LS140" (6x2) с характерным прямоугольным капотом, почти не изменившимся за многие годы. Они служили для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. В 1975 г. эту серию пополнили варианты "L145" (4x2) и "LT145" (6x4) с передними и задними мостами, допускавшими повышенную нагрузку. В том же году появилась наиболее известная в то время серия, которую впоследствии стали называть "Первым поколением". Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бес-капотном 2- и 3-осном исполнениях.

От прежних так называемых малых моделей осталась только модернизированная серия "80", состоявшая из моделей "L81" и "L86" с моторами "D8" или "DS8" (7786 см3, 163~205 л.с.) и 10-ступенчатой коробкой. Главной же новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные капотные машины "L111", "LS111", "LT111" и соответствующие им бескапотные модели "LB111", "LBS111" и "LBT111" с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4 полной массой 16,5-30 т. По заказам в 1978-80 гг. выпускали первые 4-осные шасси "LBFS111". Все автомобили получили 6-цилиндровый дизель "D11" мощностью 220 л.с. Вариант "DS11" с турбонадцувом развивал 296 л.с. Внешние формы и интерьер машин разрабатывал известный итальянский дизайнер Джорджио Джуджаро (Giorgio Giugiaro), который впервые на грузовиках использовал функциональный щиток приборов и безопасное двух-спицевое рулевое колесо. Всего изготовили более 30 тыс. таких автомобилей. Модернизированные серии "140" и "145" превратились в модели "L/LB141" и "L146" с тем же 14-литровым дизелем мощностью 350 л.с. Одновременно выпускались армейские грузовики "SBA111" (4x4) и "SBAT111" (6x6) грузоподъемностью 4,5-6,0 т с моторами мощностью 220-300 л.с. и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся функциональными формами и простотой обслуживания.

В 70-е гг. фирма "Скания" расширяла сеть своих сборочных заводов. В 1976 г. в Аргентине появился один из ее крупнейших зарубежных филиалов. Затем открылись предприятия в Марокко, Танзании, Ираке, США, Перу и Австралии. Объем производства в период с 1976 по 1979 г. возрос с 15 до 22 тыс. автомобилей.

Переломным моментом в истории фирмы "Скания" стал 1980 г., когда начался быстрый рост авторитета компании и ее стремительный выход в мировые лидеры в области тяжелых грузовиков. Весь предыдущий опыт воплотился во втором поколении, состоявшем из трех базовых серий "82", "112" и "142" полной массой 16,5-32 т, а в составе автопоезда - до 120 т. Как и раньше, первые цифры индекса модели сообщали округленный рабочий объем двигателя. С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: "Р" - для местных перевозок и "R" - для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс "Т" (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы "М", "Н" или "Е", указывавшие на вариант исполнения шасси - для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации.

В 1980 г. весь ряд состоял из 24 базовых моделей от легкой "Р82М" (4x2) до сверхтяжелой "Т142Е" (6x4). На них использовались модернизированные дизели - б-цилиндровые "D8" (7786 см3) и "D11" (11021 см3) и один V8 модели "D14" (14188 см3), которые предлагались в основном в вариантах "DS" с турбонаддувом мощностью от 230 до 394 л.с. С 1982 г. начался выпуск дизеля "DSC11" с турбонаддувом (333-354 л.с.), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. На следующий год она появилась и на моторе "DSC14", повысив его мощность до 420 л.с., а вскоре на седельных тягачах "R142H" мощность достигла 460 л.с. В 1983 г. началось изготовление еще одного 6-цилиндрового двигателя "DS9" (8476 см3) с турбонаддувом и его варианта с промежуточным охлаждением "DSC9 Интерку-лер" (Intercooler) мощностью 245 и 275 л.с. соответственно. При этом последний вариант некоторое время считался одним из наиболее экономичных моторов при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч. Вместе с этими силовыми агрегатами появилась четвертая серия грузовиков "92", рассчитанных на самые разнообразные условия эксплуатации. Все модели оснащались 10-ступенча-тыми коробками передач, несколькими вариантами одноступенчатых главных передач, ведущих мостов и подвесок. В1983 г. фирма "Скания" первой среди изготовителей тяжелых грузовиков внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), которым управлял микропроцессор. Такая система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей. С этого же семейства берут начало прославившие марку "Скания" прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами.

В 1987 г. началось производство грузовиков "Скания" третьего поколения полной массой 17~32 т (в составе автопоезда - 36-44 т и более). Взяв курс на тяжелые грузовые автомобили, фирма отказалась от применения 8-литрового двигателя, оставив в программе три базовых мотора рабочим объемом 9,11 и 14 л с турбонаддувом. Рядные 6-цилиндровые модели "059"и "DS11" выпускались также в исполнениях "DSC9" и "DSC11" с промежуточным охлаждением, что обеспечило гамму силовых агрегатов мощностью 210" 363 л.с. В 1988 г. на двигателе "DSC14 Интеркулер" V8 фирма "Скания" первой в Европе внедрила электронное управление системой впрыска топлива EDC (Electronic Diesel Control). В таком исполнении мотор сначала развивал 420-460 л.с, а в 1991 г. достиг500 л.с. В 1990 г. появился так называемый турбокомпа-ундный дизель "DTC11", в котором утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя. Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и 2-сгупенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. Это позволило повысить КПД мотора до 46% и снизить расход топлива. С этого поколения фирма начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8,10 и 12, автоматическая 5-ступенча-тая, механическая 9-ступенчатая с гидротрансформатором, а также синхронизированная 10-сту-пенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Н-м. гкеланию покупатель мог заказать 2-ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, АБС, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 мм. Автомобили предлагались с колесными формулами от 4x2 до 8x4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов.

К этому времени фирма внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами. Набор кабин над двигателем состоял из 8 вариантов плюс два капотных исполнения. В 1991 г., к 100-летию фирмы, было приурочено создание обтекаемой кабины "Стримлайн" (Streamline), преобразившей облик грузовиков "Скания" и позволившей снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 12-15%, доведя его до предельно малого для тана?, мадин знания 0,5.

В результате расход топлива снизился на 4~5%. В целом фирма могла предложить покупателю выбор из 800 вариантов машин. Недаром автомобиль "Скания" третьего поколения впервые в истории фирмы получил титул "Грузовик 1989 года". Огромные усилия по совершенствованию своей продукции выдвинули компанию "Скания" в мировые лидеры по техническому уровню, качеству и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства: только в период с 1993 по 1995 г. он увеличился с 23 до 42 тыс. автомобилей. В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 г. нового сборочного завода в Анжере (Франция). В1995 г. концерн "СААБ-Скания" распался, и фирма "Скания" превратилась в самостоятельное акционерное предприятие.

С 1996 г. начался выпуск грузовиков четвертого поколения. К реализации проекта, заложенного еще в 1988 г., была привлечена итальянская кузовная студия "Бертоне" (Bertone), разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Грузовики полной массой от 18 до 48 т предлагаются теперь более чем в 300 вариантах базовых шасси "94", "114", "124" и "144", включая 2-, 3- или 4-осные исполнения с разными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин предлагается наиболее комфортное исполнение "Топлайн" (Topline) со спальными местами. Машины с индексом "L" используются для работы на магистральных перевозках, "D" - на местных, "С" - для строительства, a "G" - для тяжелых дорожных условий. В арсенале фирмы имеется 6 семейств двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них модернизированный 6-цилиндровый мотор "DSC9" (220-310 л.с.), а также выпущенный в 1998 г. новый 24-клапанный "DC11" (10641 см3), вивающий 340-380 л.с. 6-цилиндровый двига"DSC12" (11705 см3) предлагается в вариантах мощностью 360-420 л.с., а прежний мотор "DSC14" V8 развивает теперь 460-530 л.с. Осенью 2000 г. был представлен новый 15,6-литровый дизель "DC16" V8 мощностью до 580 л.с. Среди других новинок конца 90-х гг. - система программируемого управления стандартной механической коробкой "Оптикруиз" (Opti-cruise), обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокий технический уровень и качество автомобилей "Скания" четвертого поколения подтверждены присвоением им звания "Грузовик 1996 года".

К концу XX века положение фирмы оставалось по-прежнему достаточно прочным. Кроме всемирно известных грузовиков, "Скания" изготовляет широкую гамму автобусных шасси, судовые и промышленные силовые установки. Только автомобилей с 1901 г. было собрано свыше 800 тыс. штук. "Скания" владеет 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями. На них занято 23800 человек. В последние годы XX века объем производства автомобилей "Скания" полной массой более 6 т составлял 46-50 тыс. штук, а доля в европейском секторе тяжелых грузовиков находилась на стабильном уровне в 15%. Однако острая конкурентная борьба привела к тому, что 15 января 1999 г. 13,7% акций фирмы "Скания" приобрел ее главный конкурент - шведская компания "Вольво" (Volvo). В апреле доля "Вольво" возросла до 21%, а к августу превысила 70%. Таким образом "Скания" могла превратиться в дочернее предприятие "Вольво", составив второй в мире концерн по производству тяжелых грузовиков, но весной 2000 г. комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.

вверх!